Юный пешеход

1. Пояснительная записка
1.1. Направленность
     Наше учреждение является базовой площадкой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на территории Кирилловского муниципального района. Для систематической работы по данному направлению разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный пешеход». Таким образом, дополнительное образование интегрировано в единый образовательный процесс учреждения.
1.2. Актуальность
Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. По статистике каждый десятый ребенок становится жертвой дорожно-транспортного происшествия. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно. Ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. И поэтому важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит   дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

1.3. Новизна
    Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приемов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.


1.4. Педагогическая целесообразность
В нашем дошкольном учреждении реализуется примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), разработанная в соответствии с действующим Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования. В данной программе образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» содержит раздел «Формирование основ безопасности», направленный на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, через решение таких задач, как передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 
Программа «Юный пешеход» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определенной возрастной категории. Работа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, предполагает построение образовательного процесса на разных, соответствующих возрасту формах работы с детьми.

1.5. Цели и задачи
Цель: изучение Правил дорожного движения Российской Федерации и предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников.
Задачи:
•    сохранение жизни и здоровья детей; 
•    поиск новых направлений совместной деятельности с родителями, социальными институтами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
•    расширение кругозора детей в области изучения правил дорожного движения. 

1.6. Отличительные особенности
Для организации обучения правилам дорожного движения и реализации программы «Юный пешеход», проведена определенная работа по созданию условий по построению развивающей предметно-пространственной среды.  Это – игрушки, игровое оборудование: машины легковые, грузовые, машины специального назначения, куклы, дорожные знаки, атрибуты для проведения игр, как в помещениях детского сада, так и на свежем воздухе, учебно-тренировочные перекрёстки, созданные воспитателями в групповых помещениях, на территории ДОУ. В одной из рекреаций второго этажа детского сада создан уголок ПДД, где размещаются специально оформленные по данной теме стенды с готовой информацией, а также есть возможность организовывать выставки рисунков детей по теме соблюдения правил дорожного движения. Здесь же поставлены макеты дорожных знаков, их можно менять, переставлять для моделирования определенных дорожно-транспортных ситуаций, на полу расположен тематический ковер, который служит моделью автомобильной дороги.
Таким образом, построение развивающей предметно-пространственной среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.


1.7. Возраст обучающихся
Возраст детей: 5-7 лет.

1.8. Сроки реализации
Срок реализации программы: 2 года.

1.9. Формы и режим занятий
Образовательная программа «Юный пешеход» рассчитана на 68 недель (1 раз в неделю).

Основные формы работы с детьми по обучению
детей правилам дорожного движения

Акции; игровая деятельность; праздники и развлечения

1.10. Ожидаемые результаты
Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге: 
•    осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; 
•    умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее; 
•    умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях; 
•    умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных ситуациях»; 
•    способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге; 
•    представление о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями; 
•    проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения. 

1.11. Формы подведения итогов
Ежегодное совместное мероприятие «Путешествие в Страну дорожных знаков» детей, педагогов ДОУ и инспекторов ОГИБДД ОМВД по Кирилловскому району.
 

Программа занятий

Тематическое планирование 1 модуль

I.    «Азбука дороги»    8
II.    «Умелый пешеход»    11
III.    «Правила – наши помощники»    15

 Планирование занятий
I.    «Азбука дороги»

1. Наш город и его транспорт.
2. Как медвежонок в школу пошел.
3. «Улица» - дидактическая игра
4. «Пешеходный переход» - целевая прогулка
5. «Торопыжка на улице» - интерактивная презентация
6. Зачем нужны дорожные знаки?
7. «В гостях у светофора» - спортивный досуг
8. «Угадай по описанию» - дидактическая игра     

II.    «Умелый пешеход»

1. Дорога в детский сад.
2. «Автомобиль» - дидактическая игра
3. «Водитель и пешеходы» - сюжетно-ролевая игра
4. Безопасность на дороге.
5. Экскурсия к перекрестку.
6. Маленький шофер.
7. «Это всем должно быть ясно!» - викторина
8. «В гости к Айболиту» - подвижная игра
9. «Дорожная Азбука» - дидактическая игра
10. «Светофор. Пешеходный переход» - мульт-занятие
11. «Путешествие в страну дорожных знаков» - развлечение  

III.    «Правила – наши помощники»

1. «Водитель! Сохрани мне жизнь!» - акция
2. «Моделируемые знаки» - дидактическая игра
3. «Перекресток» - сюжетно-ролевая игра
4. Конкурс рисунков на тему ПДД.
5. Движение транспорта и работа водителя.
6. «Дорожные знаки для детей» - мульт-занятие
7. «Зеленый огонек» - КВН
8. «Дорожные знаки» - целевая прогулка
9. Где можно и где нельзя играть?
10. «Логические дорожки» - дидактическая игра
11. «Дорога к Теремку» - театрализованная постановка
12. Правила катания на велосипеде (самокате, роликах).
13.  «Помни Правила дорожного движения!» - музыкально-игровой досуг
14. Конкурс рисунков на асфальте на тему ПДД.
15. «Путешествие в Страну дорожных знаков»- совместное мероприятие детей, педагогов ДОУ и инспекторов ОГИБДД ОМВД по Кирилловскому району.    

Тематическое планирование 2 модуль 
I.    «Дорожная Азбука»    34 

Планирование занятий

I.    «Дорожная Азбука»
1. Участники дорожного движения
2. Элементы дороги
3. Световозвращающие элементы
4. «Наблюдение за движением транспорта» - целевая прогулка
5. Игры: «Угадай, что это?», «Назови части машины», «Определи: пассажирский или грузовой транспорт?»
6. Составление интеллектуальной карты на тему: «Наземный транспорт» 
7. Виды пешеходных переходов
8. Средства регулирования дорожного движения: светофор, дорожные знаки
9. Игровое упражнение «Перейди через проезжую часть»
10. Дидактическая игра «Что за знак?»
11. Акция «Пристегни самое дорогое!»
12. Целевая прогулка к дороге: «Дорожные ловушки (дорожные знаки для пешеходов; правила для пассажиров общественного транспорта)»
13. Музыкально-игровая программа «Идем в гости к зебре»
14. Игры: «Громко-тихо», «Спереди-сзади»
15. Конкурс рисунков на тему ПДД
16. Составление правил по картинкам и схемам на тему «Безопасное поведение в автомобиле (автобусе)»
17. Игра «Каждому знаку свое место», рассматривание схемы (макета) микрорайона
18. Подвижные игры: «Передай платочек по кругу: в одном направлении, в двух направлениях». Формирование психофизических качеств, необходимых пешеходу: внимание, умение быстро реагировать и ориентироваться в пространстве.
19. Работа регулировщика. Кто такой регулировщик? Какую работу он выполняет?
20. Дорожные знаки для водителей
21. Перекресток. Игра «Перекресток»
22. Конкурс «Светофор собирает друзей»
23. Беседы-рассуждения: «Велосипед – это хорошо или плохо?»; «Правила передвижения на велосипеде»
24. Игры: «Отгадай предмет»; «Чего не стало?»; «Что изменилось?»
25. Предписывающие дорожные знаки. Игры: «Поставь знак правильно»; «Найди, о чем расскажу!»
26. Подвижные игры на самокатах
27. Беседа-рассуждение «Что я знаю о работе дорожно-патрульной службы (ГИБДД)?»
28. Игра «Определи источник звука». Формирование психофизических качеств, необходимых пешеходу: слуховое внимание, быстрота реакции, умение ориентироваться в пространстве.
29. Предписывающие дорожные знаки. Игра «Что за знак?»
30. Составление правил: «Безопасное поведение во дворе»
31. Обсуждение проблемных ситуаций «Я потерялся на улице. Что делать?»
32. Творческая игра «Пешеход. Водитель. Пассажир»
33. «Путешествие в Страну дорожных знаков»- совместное мероприятие детей, педагогов ДОУ и инспекторов ОГИБДД ОМВД по Кирилловскому району.    

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie